Предприниматель
8 (495) 258-84-66

Ритейл в регионах

В столицах и крупных городах России торговые центры розничных сетей уже давно стали обычным явлением и для подавляющего большинства населения они - часть повседневной потребительской жизни. Движение же вглубь страны, в отдаленные от Москвы регионы, началось сравнительно недавно, и в некоторых областях крупные супермаркеты и гипермаркеты  – пока что не столько магазины, сколько  места проведения досуга, популярные и посещаемые «центры культуры», которые являются живым рекламным щитом международных ритейлеров в неизбалованных «цивилизацией» областях. Стремление заявить о себе, занять позиции, и, в будущем, возможно, получить от этого дивиденды, часто, и являются основными стимулами в продвижении крупного розничного бизнеса в регионы.

Для достижения вышеназванных целей сетевики разрабатывают различные программы, которые должны были бы приблизить их к конечному потребителю: например, концепцию  «единая  цена/единый сервис/единый товар», по определению, исповедует любой крупный сетевой ритейлер.  Присутствуют даже попытки устанавливать цены в отдаленных регионах ниже чем в центре.  Однако, это немаловажный фактор не всегда эффективен в силу существенной разницы уровня зарплат в регионах по сравнению с крупными центрами и труднореализуем по причине удаленности от Центральных Распределительных складов. Против развития сетей в регионах серьезно играет также, тенденция сокращения зарплат по отраслям, на фоне ожидания очередной волны кризиса, наметившееся движение к снижению роста ВВП,  а также безработица, которая, даже согласно официальным данным Росстата, неуклонно растет с осени  (в сентябре 2012 было 5%, а в марте 2013 – уже выше 6 %). Как водится, больнее всего эти тенденции скажутся на дотационных регионах, которые сейчас являются сравнительно «необжитыми», и куда приход федерального ритейла как раз наиболее необходим с социальной точки зрения.

Однако, главной причиной медленного развития экономики в удаленных районах от Москвы и, как следствие, расширения сетей в регионах – это извечная российская проблема, дороги.

Регионы, которые требуют «заполнение пустот»,  находятся на значительном удалении от основных логистических центров и не имеют современной транспортной связи . Только в 2010-м завершилось строительство автомобильной дороги «Амур» Чита — Хабаровск, которая, наконец, связала  Дальний Восток с опорной сетью дорог страны, а еще три года назад проехать по автодорогам по России из конца в конец было фактически невозможно. Качество и разветвленность путей, как и прежде, оставляет желать лучшего, соответственно и торговая инфраструктура вдоль таких трасс,  в большинстве случаев развита слабо. Скорость движения грузов  по нашим дорогам, которая  во много раз ниже, чем в развитых странах, и прочие завышенные  логистические издержки  ложатся тяжелым грузом на рентабельность торговых операций сетей. Таким образом неоптимизированная логистика и является основным тормозящим фактором развития бизнеса и главной затратной статьей  даже по сравнению с затратами на строительство новых объектов  в регионах.

В итоге,  крупный ритейл идет в удаленные районы главным образом из-за «политических» соображений,  с одной стороны,  отвечая «рекомендациям» властей по развитию торговой инфраструктуры в регионах, а с другой – работая «на перспективу». К примеру, осенью прошлого года заключено соглашение о сотрудничестве между правительством Тульской области и компанией X5 Retail Group о развитии на территории региона торговой инфраструктуры.  Французский Ашан рассматривает перспективу работы в Пермском Крае по приглашению губернатора , а Metro Cash & Carry  и X5 Retail Group изучают вопрос об открытии сетевых магазинов в Приморье, основываясь на предложениях федеральных властей.  Учитывая существенный объем инвестиций и туманную перспективу их возврата, это движение происходит крайне медленно и фрагментарно.  В обозримом будущем, существенным толчком к экономическому развитию этих  регионов, означающему создание новых рабочих мест  и дополнительные налоговые отчисления в местный бюджет, приход сетей не станет. Безусловно, присутствие федеральных ритейлеров «оживляет» провинцию, формируя там современный цивилизованный рынок. К тому же это очень полезно для репутации сетей и, безусловно, социально значимо для регионов. Однако, по сути, остается лишь витриной, поскольку  логистика «съедает» всю прибыль, а значит – естественное развитие регионов в этом направлении откладывается на неопределенный срок.

Проблему собственной рентабельности сети пытаются решить традиционным способом: поставщики регулярно получают  запросы с предложением снижения отпускных цен на отдельные партии в различных товарных категориях, предназначенных для регионов.   Однако такой путь имеет свои ограничения, обусловленные возможностями поставщиков и конъюнктурой рынка (поставщики просто не смогут «упасть» ниже определенного уровня, чтобы обеспечить рентабельность ).

Наиболее жизнеспособной стратегией продвижения сетей в регионы в настоящий момент и в обозримом будущем является развитие небольших форматов в 1500-2000 м2,  т.е. «магазины у дома», «супермаркеты» на фоне создания сети Распределительных Центров. Таким образом, развивает сейчас региональные сети «X5 Retail Group», «Магнит» и «Лента». Это, безусловно, позитивная тенденция с точки зрения экономики, но этого явно недостаточно.

Обратимся к истории других стран. В США, где расстояния тоже немалые, сеть автомобильных дорог составляет  6,5 млн. км. В результате, компания Walmart, возглавляющая  мировой рейтинг  розничных сетей и на долю которой приходится 10% общей выручки всех участников Топ-250, разработав логистическую концепцию распределительных центров (РЦ), вокруг которых, собственно, и сформировалась сеть относительно небольших (2000-3000 м2) магазинов в каждом штате, не сдает позиции уже много лет подряд, несмотря на, прямо скажем, не лучшее экономическое положение страны. В результате более эффективного планирования и распределения остатков товаров по всей цепочке поставки,  компании удалось  убрать товарный запас из магазинов и освободить дополнительные торговые площади для дополнительных товаров, при этом снизить складские издержки и оптимизировать логистику. Таким образом, была достигнута лучшая оборачиваемость товарного запаса, рост розничных продаж и, как следствие,  повышение рентабельности.  Сегодня клиенты Walmart имеют единый сервис и ассортимент во всех 49 континентальных штатах, а гармоничность экономического развития США от штата к штату – предмет зависти всех федеративных государств в мире.

Успешный опыт развивающихся стран говорит также свидетельствует о крайней важности транспортной инфраструктуры. Китай, самая быстрорастущая экономика в мире, всего за десять лет выстроил более 4 млн. км первоклассных дорог, ничуть не уступающих европейским – это притом, что климатические условия в некоторых частях КНР еще более сложные, чем на Дальнем Востоке. В результате территориально Китай также развивается весьма гармонично.

А вот общая же протяжённость автодорог федерального, регионального и местного значения России оценивается Росавтодором в 1,1 млн км. (для сравнения, островная Япония насчитывает  1,2 млн.км первоклассных автомобильных трасс). Их качество печально известно.

Тема изменения существующего положения вещей перманентно обсуждается на различных уровнях исполнительной власти.  Однако для повсеместного развития транспортной инфраструктуры и прежде всего автомобильных дорог реальных изменений необходима политическая воля, которая пока не проявилась. При условии активного развития транспортной системы у нас непременно появятся мощный драйвер экономического роста, которые даже в среднесрочной перспективе способен обеспечить гармоничное развитие экономики страны.  Сетевой ритейл, в силу своей мобильности и гибкости, ждет этого момента, чтобы стать одним из активнейших участников процесса развития экономики страны.

Автор: Игорь Ремез, совладелец, Заместитель Генерального директора ООО «Ремилинг»

Газета «РБК daily». Выпуск № 105 от 18 июня 2013 г.
© 2017 г. Ремез Игорь. Создано в студии «ВебЭстет»