Предприниматель
8 (495) 258-84-66

Бессмертны ли мелкие магазины?

Сегодня в сегменте розничной торговли начинает формироваться разделение рынка между крупными сетевыми операторами и небольшими нишевыми магазинами. «В лобовую» противостоять натиску крупных ритейлеров представителям мелкого и среднего бизнеса становится все сложнее. Ярмарки выходного дня, в былые времена пользующиеся немалой популярностью у наиболее консервативной части горожан, вслед за  мелкими рынками  уже отошли в прошлое. Какие перспективы ждут формат мелких магазинчиков, стоит ли бояться развивающейся олигополии, и как обеспечить нормальное развитие рыночного общества, в котором, как известно, мелкий и средний бизнес является основополагающей движущей силой?

Процесс вытеснения крупными сетями мелких несетевых розничных магазинов из традиционной торговли  уже давно является реалией в  городах-миллионниках. Сейчас он постепенно распространяется и на более мелкие города. В развитых странах – в частности, США – родине Walmart, Target и других известнейших корпораций – эти процессы происходят уже давно, однако, противостоянию не видно конца. В Китае  сети пока лишь набирают силу, но уже ясно, что в связи с национальными особенностями страны и социальной спецификой ее населения, небольшие магазинчики продолжают чувствовать себя достаточно устойчиво.

Несмотря на наступление глобальных  торговых корпораций, вклад в экономику малого и среднего бизнеса, по некоторым оценкам, составляет, в США около 50%, а в Китае - более 60%, что говорит о том, что маленькие магазины, скорее всего, не уйдут в прошлое никогда.

В России этот показатель присутствия мелкого и среднего бизнеса находится на уровне чуть более 20 %, при этом, несмотря на декларируемое намерение государства увеличить долю малых предприятий к 2020 году до 50% , наступление на него активно поддерживается последними законодательными инициативами.

С повышением страховых взносов для ИП огромное количество индивидуальных предпринимателей в России прекратили свою работу, при этом около трети из них занималось именно розничной торговлей. Кроме того, ФАС инициировал ряд поправок в закон о торговле, предусматривающих возможность преодоления 25 % - процентного барьера присутствия ритейлеров в муниципалитетах при условии постройки новых торговых площадей, а также реконструкции или переоборудования непрофильных помещений.  Наконец, с начала 2013 года были увеличены квоты для привлечения на работу иностранных работников в сфере розничной торговли с 0% до 25% от общей численности персонала, что позволило снять вопросы легализации труда мигрантов у крупных ритейлеров, однако поставило в достаточно сложную ситуацию владельцев маленьких магазинов, которые часто являются семейным бизнесом. Сами же торговые сети продолжают агрессивную политику интенсивного расширения, повсеместно выкупая торговые площади. В итоге,  по разным оценкам, на долю совокупной дохода десяти крупнейших ритейлеров в 2012 году пришлось до 20 % всего оборота розничной торговли. Этот показатель имеет устойчивую тенденцию роста.  Правда, готовность федеральных ритейлеров к покорению некоторых регионов пока неочевидна, в том числе и из-за вопросов транспортной и складской логистики. Впрочем, в нынешних экономических условиях это, скорее всего, вопрос времени.

Мотивы чиновников, лоббирующих интересы крупной розницы, понятны: с одной стороны, мелкие магазинчики не являются значительными налогоплательщикам, а расходы по надзору за их деятельностью достаточно существенны в силу их большого количества (да и расчеты «мимо кассы» у них случаются частенько).

Мотивы сетей, расти как можно интенсивнее, еще более очевидны: они конкурируют между собой, стремясь максимально расшириться географически (это особенно проявляется в случае с магазинами шаговой доступности). Жесткая конкуренция и сходные стратегии развития вынуждают сетевиков максимально сокращать издержки, в частности - закупочные цены, что снижает маржу поставщиков, которые идут на это снижение в обмен на четкое планирование поставок и объемов и, как следствие, на стабильный доход. Одиночные точки продаж крупным поставщикам не интересны, поскольку они оперируют малыми объемами закупок. Соответственно, цены, которые с учетом всех издержек могут предложить мелкие предприниматели, в большинстве случаев неконкурентные относительно цен сетевых операторов.

Кроме того, не стоит забывать о таком важном преимуществе сетей, как широта ассортиментной матрицы. В магазинах крупных операторов, как правило, представлено не менее 30 тысяч товарных групп (в «Ашане», например, их более 50 тысяч), однако средний покупатель обычно бывает там не более одного раза в неделю. Более того, в силу географического расширения и необходимости оптимизировать издержки, многие сетевые операторы в последнее время начали сужать ассортимент продукции, тем самым ограничивая выбор российских покупателей, которые уже привыкли  к разнообразию ассортимента.

Небольшие магазины, широтой выбора похвастаться не могут, однако, безусловно, чаще посещаются. По сравнению с крупными сетевыми операторами у небольших магазинчиков есть существенное преимущество – клиентоориентированность.  Правильно подобранный для конкретной аудитории ассортимент, уютный дизайн, внимательное обслуживание многократно увеличивают привлекательность  магазина.

Последнее дает  основание полагать, что малый и средний бизнес все же способен прочно занять и отстоять свои уникальные рыночные ниши в розничной торговле. Мелкие магазины (в частности, в крупных городах) перепрофилируются с ординарных товаров и начинают активно заниматься специализированной продукцией, формируя ответ на все более актуальный сегодня потребительский запрос на индивидуальность. Начались эти процессы в городах-миллионниках и сейчас развиваются параллельно укрупнению сетей.

Кстати, устойчивое положение небольших магазинов «у дома», по-прежнему,  весьма характерно для стран Европы. Доля среднего и малого бизнеса в ВВП достигает, по разным оценкам, от 50% (во Франции и Германии), до 95% (в Италии), притом в среднем около трети таких предприятий заняты в торговле.

Сегодняшние кризисные явления в мировой экономике и стремительное развитие рынка онлайн-торговли по всему миру также диктуют сетевым торговым форматам – гипермаркетам, супермаркетам, стрит-ритейлу необходимость разработки и внедрения гибких клиентоориентированных стратегий. Среди главных трендов здесь стоит упомянуть развитие формата шоу-рума для создания более комфортных условий ознакомления потребителя с ассортиментом, и, пожалуй, расширение интерактивных сервисов, таких как поиск, проверка товара и т.п. Однако, при больших форматах, разработка и внедрение подобных программ требует достаточного времени и серьезных вложений, а успех при этом крупному ритейлеру не гарантирован.

Формат маленьких магазинов удобнее, «теплее» и ближе человеку, который, по природе, не хочет терять своей индивидуальности и именно в этом заключается жизнеспособность позиций мелкого и среднего бизнеса, и его потенциал для нашей страны, как одного из основных элементов, формирующих экономику.

Автор: Игорь Ремез, совладелец, Заместитель Генерального директора ООО «Ремилинг»

Газета «РБК daily». Выпуск №135 от 30 июля 2013 г.
© 2017 г. Ремез Игорь. Создано в студии «ВебЭстет»